Ветеринарная паразитология

Паразитарные заболевания кошек, собак и их владельцев

1. ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЭУКАРИОТОЗЫ (устар. - Протозоозы) собак и кошек

Носительство одноклеточных паразитических форм эукариот, клиническая картина состояний организма вызванных их жизнедеятельностью в многоклеточном организме одомашненных млекопитающих хищников и ответная патофизиологическая реакция организма собак и кошек ранее назывались протозоозами.

Размышляя современной биологической философией познания жизни и с учётом изменившейся зоологической классификации впредь, также условно, но более точно, я буду называть эти заболевания одноклеточными эукариотозами, так как данные организмы не относятся ни к животным ни к растениям, а различаются лишь типом питания.

Организм кошек и собак, как и вся Земля, населён множеством одноклеточных микроорганизмов. Большей частью это прокариоты - безъядерные одноклеточные организмы, такие, как например, бактерии. К другой, менее многочисленной, но не менее важной и опасной, в смысле остроты, тяжести и продолжительности вазываемых заболеваний, части относятся одноклеточные эукариоты - существа имеющие в своей клетке ядра и более сложно организованные - способные образовывать цисты, цистоподобные образования, активно передвигающиеся, размножающиеся почкованием, продольным делением. отшнуровыванием и другими многочисленными способами. Именно о части вызываемых ими болезней и пойдёт речь в этом блоке.

Данная публикация написана для Вас - уважаемые колеги - владельцы домашних кошек и собак!

1.1. КОКЦИДИОЗ СОБАК И КОШЕК

Понос вызывающий истощение щенка или котёнка, особенно если он имеет кровавые прожилки и много слизи, может являться признаком такого серьёзного заболевания, как кокцидиоз (эймериоз).

Кокцидия

Эймерии имеют сложный цикл развития. Высок риск заражение щенков и котят в подсосный период алиментарным путём, при проглатывании ооцист, находящихся на шерсти матери-кошки-носителя или суки, загрязнённой испражнениями животного.

Паразиты поражают (используют для размножения и питания) энтероциты (клетки эпиталия кишечника), чем вызывают, иногда полное разрушение всех клеток слизистой оболочки.

Летальность при данном заболевании довольно высока. Инкубационный период не превышает 3-х дней.

Окончательный диагноз ставится только на основании лабораторных микроскопических исследований.

Для диагностики. профилактики и терапии кокцидиоза необходимо обращаться к ветринару по телефонам указанным на странице Контакты

1.2. ЛЯМБЛИОЗ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

Лямблиоз или гиардиаз это хроническая вялотекущая, с редкими периодами обострения, болезнь млекопитающих, в частности кошек, собак и человека. То есть, антропозооноз или зооантропоноз, в зависимости от того кто явился источником заболевания для больного.

Одноклеточные двухядерные четырёхжгутиковые также, как и эймерии, поражают клетки кишечника, но в отличие от них, используют энтероциты, как субстрат для прикрепления и, питаются растворёнными веществами содержимого тонкого кишечника.

Лямблиоз у собаки

Размножаются лямблии делением на двое и выделяясь с каловыми массами во внешнюю среду сохранябтся и передаются в инцистированной форме.

Основным клиническим признаком лямблиозной инвазии, который также характерен для многих других заболеваний, является истощение при нормальном уровне и качестве питания животного. Также, лямблиозная инвазия вызывает так называемый атопический дерматит, который в настоящее время очень часто встречается среди детского населения. а также у собак.

Окончательный диагноз на гиардиаз-лямблиоз-жиардиаз ставится только на основании лабораторных микроскопических исследований.

Поражённость лямблиями по некоторым дянным составляет до 70%!

ЛямблиозИсточником инвазии чаще всего являются больные люди и паразитоносители. Так что, этот паразитоз правильнее будет отнести к антропозоонозам, то есть когда человек заражает своих питомцев, а не наоборот. Однако, обратное заражение также возможно и распространено.

Если у вашей кошки или собаки наблюдается:

- плохой и не постоянный аппетит;

- запоры или поносы;

- какие-либо нарушения в принятии и усвоении пищи, корма;

- снижение массы тела;

- симптомы и признаки заболевания печени или кишечника;

- аллергические реакции или атопический дерматит

необходимо провести обследование, профилактику и лечение лямблиоза собак и кошек в нашем Центре красоты и здоровья животных "MANDARIN Plus", предварительно записавшись на приём к врачу-паразитологу.

1.3. ИЗОСПОРОЗ

Изоспороз, вследствие очень редко проводимых исследований фекалий кошек и собак, является сегодня практически не диагностируемым заболевание. Из-за достаточно распространённого основного симптома болезни - энтерита - изоспороз кошек, собак и человека часто этиологически путают с другими патологиями. Но, в то же время, изоспоры чаще остро проявляют себя в качестве вторичного агента энтерита, первопричиной которого может являться другой химический или биологический фактор внутренней или внешней среды.

Ооциста изоспорыВесьма сомнительно, но считается, что данные многочисленные виды одноклеточных рода Изоспора не преодолевают межвидовой барьер или вызывают заболевания только у конкретного вида животных или человека в зависимости от вида возбудителя. На самом деле, представители возбудителей изоспороза очень распространены в природе (более 200 видов) и никогда не встречается только один вид этих эукариот в одном больном организме или носителе.

Чаще всего болезнь возникает у ослабленных животных или имеющих иммунологические патологические состояния, пониженную резистентность и реактивность защитных сил организма.

Возбудитель размножается делением пополам, образует ооцисты, благодаря чему прекрасно сохраняется во внешней среде.

Для профилактики развития клинической картины изоспороза необходимо поддерживать долный уровень здоровья собак и кошек.

1.4. ТРИХОМОНОЗ

Трихомонозом или трихомониазом принято называть состояние при котором возбудитель этой болезни вызывает характерные клинические признаки и симптомы.

ТрихомонадаИзвестно несколько видов одноклеточных жгутиковых трихомонад которые названы в соответствии с тем, в какомй системе органов или у какого вида животных они были впервые выделены. Так, например, существует кишечная, влагалищная, ротовая, свиная, лошадиная трихомонады. Причём. возбудитель трихомониаза кошек и собак - T. foetus, выделена также у крупного рогатого скота. При этом 99% сайтов рунета и отечественная научная литература говорит о том, что трихомонады являются видоспецифичными и тканеспецифичными паразитами, и соответственно, способны существовать только в определённой системе органив определённого вида животных. В свою очередь, существуют данные о возможности заражения T. foetus лабораторных кроликов и крыс. Что подтверждает возможность и реальность трихомонадоносительства разных видов у разных животных. Кроме того, если верить устаревшей отечественной паразитологической литературе, а также учитывать тот факт, что диагностикой "протозооозов" давно никто не занимается, кроме медицинских гинекологов, то кто же тогда, как не трихомонада, образует и вызывает зубной налёт и камень у собак и кошек, если по мнению "ветеринаров", T. foetus обитает только в кишечнике.

Некоторые, особо "авторитетные" и "умные" сайты (не будем показывать пальцем) пишут о возможности заражения трихомонозом алиментарным путём при проглатывании ооцисты трихомонады. Так вот, трихомонады цист и ооцист не образуют. При неблагоприятных условиях они способны морфологически изменяться с образованием цистоподобной стадии существования, которая во внешней среде погибает достаточно быстро для того чтобы не успеть кого-либо заразить.

Трихомонадоносительство в той или иной степени теоретически наблюдается у 90% людей, кошек и собак. Эту болезнь проще профилактировать, чем лечить, так как для профилактики достаточно правильно содержать и кормить своих домашних питомцев.

Продолжение следует...